Термостат: что это такое в автомобиле

В системе охлаждения автомобиля находится такая важная деталь как термостат. Он стабилизирует температуру и определяет контур подачи охлаждающей жидкости. От правильной работы небольшого устройства напрямую зависит степень прогрева и защита от перегрева заведенного двигателя и его частей. Чтобы своевременно определить и отреагировать на неполадки в его работе, нужно понимать что такое термостат, знать его функции и устройство.
Функции

Что такое термостат: по своей сути это автоматический контроллер температуры, который отвечает за сохранение нужного уровня температуры в замкнутой системе охлаждения. В устройство двигателя он устанавливается для управления подачей охлаждающей жидкости. Благодаря термостату обеспечивается:
⦁ своевременный прогрев мотора и салона автомобиля;
⦁ сохранение температуры на необходимом уровне, не допуская избыточного перегрева и охлаждения;
⦁ умеренный расход топлива.
Помимо этого, благодаря термостату повышается эксплуатационный ресурс двигателя, в результате сокращения периода работы двигателя в превышенном температурном режиме.
Устройство

Основной задачей термостата является посредством клапана управлять потоком охлаждающей жидкости. Для этого термостат оснащен особым, чувствительным к температуре, элементом.
Основные части в устройстве любого автомобильного термостата:
⦁ корпус;
⦁ патрубки: один выходной и два входных для обоих контуров циркуляции охлаждающей жидкости;
⦁ клапан перепускной, способствующий циркуляции тосола (антифриза) по малому контуру;
⦁ клапан открывания большого контура;
⦁ чувствительный термоэлемент.
При изготовлении корпуса термостата используется металл (латунь, медь) или пластик. Наполнителем термоэлемента выступает восковое вещество. Достигнув +82℃ воск плавится и, увеличиваясь в объёме, открывает клапан давлением на его крышку. Для улучшения плавления воск снабжают специальными добавками.
Пока двигатель не нагрелся до определенной степени, антифриз находится в холодном состоянии, а термостат с закрытым пропускным клапаном. При этом охлаждающая жидкость циркулирует по малому контуру, охлаждая блок цилиндров и его головку. Когда двигатель нагревается до рабочей температуры (75℃ — 95℃) термоэлемент посредством клапана открывает большой контур, в результате происходит охлаждение всего силового агрегата.
Неисправности
Имея не малое значение, это устройство обладает небольшим эксплуатационным сроком. Термостат подлежит замене приблизительно раз в два-три года. Поэтому необходимо знать о возможных неисправностях и их последствиях. В основном возникают три проблемы в функционировании устройства:
⦁ Не происходит закрытие клапана. При запуске двигателя, охлаждающая жидкость начинает сразу двигаться по большому кругу. В итоге двигатель очень долго прогревается до рабочей температуры, а салон вовсе с трудом удается нагреть. Помимо этого, увеличивается расход топлива. В летний период данная неисправность практически незаметна. Зимой двигатель с трудом достигает необходимого нагрева.
⦁ Не срабатывает клапан. Здесь охлаждающая жидкость постоянно движется по малому контуру. Охлаждение при этом минимальное, в итоге мотор перегревается, возникает опасность его заклинивания. При обнаружении данной поломки настоятельно рекомендуется даже не пытаться заводить двигатель. Если по каким-либо причинам приходится проехать некоторое расстояние, то нужно включить отопитель салона на полную мощность, чтобы немного отвести тепло от двигателя. В такой ситуации нужно внимательно следить за указателем температуры, не допуская превышения его показания.
⦁ Открытие происходит раньше времени. Иногда случается, что клапан срабатывает когда двигатель еще не прогрелся до рабочего состояния. Чаще это происходит с термостатами плохого качества и недобросовестных производителей. Еще это происходит, если автомобиль оборудован частями, неподходящими по параметрам. В итоге мотор долго нагревается и увеличивается топливный расход.
Получается, что неисправность термостата может привести к серьезным последствиям, особенно когда не открывается большой контур.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+EnterЧитайте также:
Комментарии (0)